Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

В Саратове завершился 32 Собиновский музыкальный фестиваль

По большому «Гамбургскому счету» он запомнится отсутствием полноценных премьерных спектаклей театра, иностранных артистов, интересных новинок и чувством, что саратовский оперный находится в творческом тупике, в глубокой яме, вылезать из которой нет ни возможности, ни сил, ни желания.

Все уже было! Это утверждение вполне могло бы стать девизом 32 Собиновского.

Открыл фестиваль типично филармонический концерт. Зачем из года в год худрук фестиваля Юрий Кочнев крадет филармонический хлеб? Я не знаю. Но знаю, что, если Туган Сохиев хочет исполнить с оркестром Большого театра вторую симфонию Сергея Рахманинова и «Половецкие пляски» в концертном варианте из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина, он делает это в Зале Чайковского. В филармоническом зале. В этом сезоне Большой театр даже возобновил свой регулярный филармонический абонемент! В залах Чайковского и Филармонии-2. На двух площадках Большого театра в это время идут спектакли!

Собиновский фестиваль – событие точно не локального масштаба одного учреждения, а городского или даже регионального уровня. То есть, если бы Юрий Кочнев обратился с просьбой к министру культуры области Татьяне Гараниной провести концерт в зале саратовской филармонии, она бы, скорее всего, не отказала. И даже приветствовала бы это решение. Может быть, Кочнев сыграл бы свою программу и с оркестром филармонии, который разучивает новый материал за 3-4 дня, а не устраивал бы многочисленные репетиции «своему» театральному оркестру. В этот момент в театре оперы мог идти оперный спектакль! Но увы, это мечты. Вернемся к реальности.

Я вместе с друзьями – профессиональными музыкантами, вкусу которых безусловно доверяю, сходила на концерт открытия Собиновского, где, по их утверждению, мои друзья «обплевались». Рецензия на работу Юрия Кочнева с оркестром ограничилась у них одной фразой: «Если бы Кочнев играл музыку молодого неизвестного Чайковского, то Чайковский так бы и остался никому неизвестным композитором». Моя - двумя эпитетами: громко и скучно!

Во второй день театр показал концертную версию оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова. Оркестр сидел в яме, на сцене же стояли простые офисные стулья, на которых гордо восседали солисты в элементах сценических костюмов. В рекламе значилось, что режиссер концертной версии Андрей Сергеев (ставит из года в год в Саратовском оперном не только оперы, но и интермедии у елочки в фойе и юбилейные концерты – снова эффект дежавю), оформление сцены - заслуженный художник России Сергей Болдырев, костюмы – Ольга Колесникова. Как оформил сцену художник можно увидеть на фотографии. А вот костюмы зрители «недоношенного спектакля» узнали! Аналогичные видели в саратовском спектакле «Жизнь за Царя. Сусанин» того же Андрея Сергеева (выступал и как художник и как режиссер). Посмотрите на фотографии. Красный камзол на солисте Романе Граниче! Похоже?

Роман Гранич в концертном исполнении оперы "Царская невеста" 

Роман Гранич в спектакле "Жизнь за Царя. Сусанин"

Третий фестивальный день отметился очередным показом репертуарного ритм-балета «Юнона» и «Авось» А. Рыбникова, идущего на саратовской сцене 35 лет! Никаких гастролеров! Главное отличие от рядовых спектаклей – так как балет идет под фонограмму, были поставлены колонки помощнее! То есть, оказывается можно использовать звуковое оборудование получше, чтобы фонограмма звучала качественнее?! Но дирекция этого не делает, из серии «и так сойдет»? Только на фестивале? Так явно экономнее!

В качестве гастрольного коллектива на фестивале выступил московский балет «Москва». Как минимум он приезжал третий раз на фестиваль. Дежавю! Так же, как и в прошлом году на Собиновском был чтец - народный артист России Евгений Князев. Если год назад он читал на сцене оперного театра Пушкинскую «Метель», то в этом - «Бориса Годунова». Надо сказать, тоже абсолютно филармонический формат, когда драматический артист читает текст под оркестр! Не перейти ли Юрию Кочневу «рулить» в филармонию?

В фестивальных спектаклях «Жизнь за царя» и «Князь Игорь» выступили ничем особо не примечательные солисты Мариинского театра и московской «Новой оперы». Другие солисты Мариинского театра, точнее его Академии молодых певцов, Ольга Маслова и Кирилл Белов завоевали сразу первую и вторую премии на ежегодном конкурсе молодых вокалистов фестиваля, проходящего в два тура. Собственно говоря, концерты туров конкурса и заключительный концерт с награждением победителей и разительным контрастом выступлений «заслуженных» и «народных» солистов саратовской труппы и молодых победителей конкурса, фестиваль и завершили! Я была на заключительном концерте – тоска, хотелось включить хрестоматийную запись арий в наушниках и не слышать, как поют «народные» Светлана Костина, Виктор Григорьев, «заслуженные» Ольга Кочнева и Татьяна Соболева! Это было ужасно! Иностранцы в конкурсе вокалистов и в Собиновском фестивале в целом, если не считать солиста труппы театра из Узбекистана Аббосхона Рахматуллаева, в этом году не участвовали!

Подведем итог. На фестивале в Саратовском театре оперы и балета было показано 2 оперных спектакля, 2 балетных (местной и приглашенной трупп). И 7 (!) концертов, которые вполне можно было провести в филармонии! Может быть объявить 33 Собиновский фестиваль филармоническим? Так не логичнее?

 

Текст: Наталья Андреева

Фотографии: соцсети и официальный сайт Саратовского академического театра оперы и балета

19 Плохо1